Сегодня, 9 апреля, в день рождения Мартина Маржелы я хочу собрать некоторые факты в одну небольшую статью. Факты об этом супер дизайнере из Бельгии.
— Статья будет ещё дополняться некоторыми фактами и рассказами о коллаборациях
Если вы зайдете в любой магазин Maison Margiela, то первое, что вы увидите — белое вообще все. Пол, стены, стулья и комоды выкрашены белой краской, а люстры затянуты марлей. Сотрудники всегда всегда в белых халатах, да и в коллекциях белому постоянно отводилось особое место. Почему?
белый
Позже белый цвет стал одним из символов бренда. Кстати, в одном из магазинов можно найти ту самую побелённую дверь примерочной с буквами ortie — заглавной S уже не было, когда выброшенную дверь нашли на улице.
Когда Мартин Маржела только запускал свой бренд, у новоиспеченной компании не было денег практически ни на что. Реквизит для показов, презентаций и шоурумов искали на парижских блошиных рынках, а чтобы хоть как-то унифицировать и концептуально связать воедино разномастные находки, их красили дешевой краской для стен — белой.
ткани
Сейчас работой с винтажными тканями и вселением новой жизни в старые вещи, найденные на барахолках и в секонд-хендах, никого не удивишь — этим занимается каждый второй молодой дизайнер, а некоторые даже получают престижные модные премии за свои работы.
Но три десятилетия назад у модной общественности было совсем иное отношение к «старью». Мартин Маржела и тут бросил всем вызов. Он обожал перекраивать вещи с барахолок, его ранние коллекции чуть ли не наполовину состояли из переделанной старой одежды, а платье из винтажных шелковых шарфов и вовсе стало знаковым.
анонимность
Мартин Маржела не фотографировался, не давал интервью, не выходил на поклон в финале показа, не ставил свое имя на ярлычке одежды — словом, всегда и во всем старался остаться анонимом.
Когда в 2001 году Энни Лейбовиц решила снять для американского Vogue портрет Мартина Маржелы, на фото оказалась вся команда бренда — и пустой стул для его главы. За таким подчеркнутым желанием остаться в буквальном смысле за кадром Маржела имел очень простое соображение: то, что он делает — его продукт, его вещи, — важнее его персоны.
Как Маржела «обезличивал» себя в процессе создания одежды, так же он поступал и с моделями на показах. Притом буквально: лица затягивали сплошными масками, закрывали волосами, красили черной краской, создавая аналог черного прямоугольника, скрывающего глаза на судебных фотографиях. По замыслу автора, публика должна была смотреть на одежду, а не на тех, кто ее демонстрирует.
Готье
После выпуска из Антверпенской академии Мартин Маржела с 1985 по 1987 годы работал в Jean Paul Gaultier.
При первой же личной встрече и взгляде на выпускную коллекцию Готье сказал юноше, что тот не нуждается в стажировках и может прямо сейчас запускать собственную марку, однако Мартин настоятельно попросил взять его на работу. В итоге он стал ассистентом Готье, а впоследствии и другом.
«Я не был его учителем, потому что он не нуждался в учителе, — говорил позже Готье. — Когда Мартин решил открыть свою линию, я мог только пожелать ему удачи».
Дженни Мейренс
Дженни и Мартин познакомились в 1983 году, когда Дженни была в жюри конкурса текстильной индустрии Golden Spindle Award, а Мартин был в нём участником. Конкурс он не выиграл, но Дженни пыталась всех убедить, что Мартин лучший.
Дженни Мейренс — владелица бельгийского бутика, поддерживающая молодых дизайнеров.
«Для меня он был лучшим. Я много спорила об этом. Его одежда была халатами хирургов, юбки были громадными, а обувь прекрасной — с сильным, мужественным верхом и низким массивным каблуком».
Дженни Мейренс
цитата из интервью.
В 1988 году вместе они основывают Maison Martin Margiela, а чуть позже устраивают дебютный показ SS 1989.
Первые шоу дизайнера вызывают настоящий ажиотаж: среди повседневных жакетов, отличающихся необычным кроем, он представляет вечерние туалеты, выполненные из кожаного мясницкого фартука, и укороченные жакеты, сшитые из кусочков тюлевого бального платья.
В 1989-м Maison Martin Margiela удостоились премии «За заслуги в области современной моды» от A.N.D.A.M. Fashion Awards Paris.
В этом же году в коллекции бренда осень-зима 1989/1990 был представлен жакет, созданный из осколков разбитых тарелок.
В 1990 году Maison Martin Margiela открыли ателье на бульваре Сен-Дени в Париже, заняв шестикомнатные апартаменты.
В 1992 году корнер Maison Martin Margiela открылся в парижском универмаге Printemps.
В 1995 году специальный выпуск японского издания Street был посвящен коллекциям Maison Martin Margiela. Страницы номера содержали снимки комплектов, созданных Мартином в период с 1989 по 1996-й.
ярлык
С 1997 года ярлык вещей Maison Margiela перестаёт быть чисто белым, хотя на нем по-прежнему нет названия бренда. Зато есть ряды чисел, одно из которых обведено кружком — на первый взгляд абсолютно случайным образом. На самом деле число соответствует линии продукции: 0 — это кутюрная линия Artisanal, 1 и 4 — два обозначения для разных частей женской линии, 3 — ароматы, 8 — очки,
10 и 14 — мужская коллекция, 11 — линия аксессуаров, 12 — ювелирные украшения,
13 — объекты и публикации, а 22 — обувь.
Есть и другие, но точно не все 23: например, номеров с 15 по 21 вовсе не существует. Может, это задел на будущее.
Белый прямоугольный клочок ткани с кодами линий пришивали к вещам диагональными стежками за уголки таким образом, что их было видно снаружи.
Hermes
В плане дизайна Мартин Маржела был специфичным до эксцентричности, но талант его отрицать невозможно, и приглашение на пост креативного директора в исторический модный дом стало логичным шагом в его карьере. Удивительным было другое — на этот шаг решился консервативный и солидный Hermès. Маржела провел на этом посту шесть лет, с 1997-го по 2003-й, и выстроил синтез собственной эстетики с деконструкцией и иллюзиями и тихого люкса Hermès.
В американском Vogue оцифровали архивные фотографии с показов Hermès тех времен, когда креативным директором бренда был Мартин Маржела. На сайте журнала опубликовали снимки всех коллекций, созданных дизайнером.
Посмотреть на сайте Vogue.
13
Линия 13 появилась в 1998 году. Туда входят книги, текстильные фотообои многоразового использования с изображением в натуральную величину предметов старых французских интерьеров, серия канцтоваров в виде гусиных перьев со встроенной шариковой ручкой, закладки для книг из телячьей кожи в форме стелек рабочей японской обуви таби, тетрадь и конверты для почтовых отправлений из накрахмаленной хлопковой ткани вместо бумаги и блокнот-«клаустрофоб» с пружинами по обеим сторонам.
OTB Group
В 2002 году контрольный пакет акций приобрел Ренцо Россо, владелец OTB Group, которая на тот момент уже управляла Diesel. Возможно, разногласия с Ренцо стали причиной ухода Мартина из собственного бренда.
2009
— Rizzoli выпустили книгу Maison Martin Margiela, посвященную истории Модного дома и творчеству Мартина Маржелы. В альбоме были опубликованы фотографии с показов, выставок, из мастерской бренда и пр.
— Maison Martin Margiela приняли участие в международной мебельной выставке Salone del Mobile в Милане. Модный дом представил полноценную линию мебели и предметов домашнего декора.
— был разработан дизайн интерьера люксового номера для французского отеля Les Sources de Caudalie, расположенного в 25 минутах от Бордо. Апартаменты были выполнены в авангардном стиле. Основным цветом номера стал холодный белый тон с акцентами серого и красного.
— стало известно, что Маржела покинул свой собственный бренд.
— исполнилось 3 года монобрендовому бутику в Гонконге. В честь этого выпущена лимитированная коллекция наборов для китайской игры Маджонг.
L’Oréal
В 2008 году Maison Martin Margiela подписывает контракт с L’Oréal. В 2011 выпущен унисекс аромат Untitled — наследует философию бренда, максимальная анонимность и отсутствие опознавательных знаков.
В 2012 году вышел аромат Replica. Ароматы призваны воссоздавать знакомые запахи из разных мест: запах цветочного магазина в Париже, морского воздуха и прибрежного песка в Кальви или жирной зелени и цветов английского сада в Оксфордшире.
2018 год — под руководством Джона Гальяно выходит аромат Mutiny.
Гальяно
Джон Гальяно стал первым после самого Мартина креативным директором Maison Margiela. Для Гальяно этот пост, который он занял в 2015-м, получился возвращением из небытия, куда он угодил после скандального ухода из Dior, для бренда — обретением лица, которого у него не было уже шесть лет, с тех пор как Маржела отошел от дел.
Встав у руля, Гальяно убрал из названия имя основателя, но к авангардному наследию бельгийского дизайнера отнесся с куда большим уважением. В интервью The Sunday Times Style Гальяно рассказал, что вскоре после нового назначения встретился с Маржелой за чашкой чая, и тот сказал: «Джон, возьми что хочешь из ДНК бренда, защити себя, и потом сделай это своим». Дизайнер так и поступил: бережно перенял приемы деконструкции, выкрутил на максимум агендерность и приправил это своим фирменным эпатажем.
коллаборации
раздел дополняется
Opening Ceremony
В 2010 году Модный дом создал для бутика Opening Ceremony капсульную коллекцию женской обуви и аксессуаров осень-зима 2010/2011 в минималистическом стиле.
Cutler & Gross
В 2010 году началось сотрудничество Maison Martin Margiela и Cutler & Gross. В каждом сезоне марки выпускают капсульные коллекции солнцезащитных очков для мужчин и женщин.
Ruby Helmet
В 2012 году Maison Martin Margiela разработали для Ruby Helmet дизайн шлемов. На карбоновый корпус была нанесена краска с эффектом мелового покрытия. После этого дизайнеры расписали шлемы своими инициалами и схематичными рисунками.
H&M
В 2012 году состоялась коллаборация Maison Martin Margiela with H&M. Женские наряды имели ассиметричный крой, в мужской коллекции в большей степени присутствовали вещи классического и casual-стиля. В результате сотрудничества также были созданы обувь и аксессуары. Главной гордостью коллаборации, по мнению креативного консультанта H&M Маргареты Ван Де Бош, стали «пальто-одеяло, платье-автомобильный чехол, жакет из кусков ткани и кукольный кардиган».
Swarovski
В 2013 году Maison Martin Margiela и Swarovski представили лимитированную коллекцию женских украшений, выполненных из кристалактита. Все изделия выполнены из кристалактита — материала, который образуется при сплавке кристаллов и белой матовой смолы.
Кристалактит — идеальный в данном отношении камень, поскольку он объединяет чистоту и прозрачность кристалла — фирменного знака Swarovski — с грубой «производственной эстетикой» Margiela.
Вас ждёт рассказ о коллаборации MM и: Casio, Converse, Obscura, Omexco, Kanye Vest, The North Face и с другими…
фильм
Фильм режиссёра Райнера Хольцемера — «Martin Margiela In His Own Words» был представлен зрителям в рамках программы Doc NYC 8 ноября. В широкий прокат фильм выйдет 10 апреля 2020 года.
В описании фильма на ее сайте говорится, что модельер «впервые делится своими эскизами, заметками и личными вещами, предоставляя нам исключительную возможность взглянуть на его видение и карьеру». В документальный фильм включены интервью журналистки и редактора Карин Ройтфельд, дизайнера Жан-Поля Готье и модного критика Кэти Хорин.