Мария-Аделаида Нейи – таково настоящее имя знаменитой Нины Риччи, родилась в 1883 году в Турине в семье сапожника. Семья часто переезжала – Флоренция, Монте-Карло, Париж – отец стремился в места, где его обувь пользовалась бы спросом среди богатых. Однако добиться успеха в обувном деле не успел. Он умер, когда Марии было всего 12, оставив жену и детей почти без средств. Мама не могла в одиночку обеспечивать семью, поэтому Марии пришлось устроиться в галантерейный магазин. В то же время она начала учиться шить.
Когда Марии исполнилось 18, за её плечами уже был заметный трудовой путь. Из девочки на посылках она стала сначала младшей, а затем и старшей модисткой, и начала создавать собственные модели одежды. А в 21 год стала художественным директором ателье, под началом которой трудилось несколько портних. Со временем о талантливом начинающем дизайнере узнали популярные модные дома Парижа, которые время от времени стали заказывать у неё одежду.
В 1904 году Мария вышла замуж за Луиджи Риччи — садовника и продавца цветов. Брак продлился всего несколько лет, но у неё родился сын – Роберт, без которого она впоследствии вряд ли пустилась бы в такую авантюру как собственный Дом моды.
Именно благодаря этому браку и родилось имя Нина Риччи. Нина — так называли Марию дома. А фамилия досталась от мужа.
Дом моды Raffin
В 1908 Мария теперь уже Риччи пришла работать в Дом моды Raffin.
«Я работала как проклятая. День и ночь.
Вспоминает Мария об этом времени.
И её труды не были напрасны. Она довольно быстро стала одним из ведущих дизайнеров модного дома и получила широкую известность среди модниц Парижа. К началу 20-х Мария Риччи вошла в правление компании и стала совладелицей бренда.
В Доме Raffin Мария проработала 20 лет, но Дом закрылся, не пережив Великую депрессию. К тому времени Марии Риччи было уже 50 и, сколотив себе приличное состояние, она собиралась отойти от дел. Но нет… Сын был против, и всячески уговаривал её запустить свой бренд. В 1932 году на доме 20 по бульвару Капуцинов в Париже появилась вывеска Nina Ricci.
Мария вернулась к любимому делу – придумыванию и созданию одежды, а Роберт взял на себя управление компанией. Дом Риччи стал одним из первых модных домов, заявивших о себе после Великой депрессии.
Во многом Нина Риччи определила европейскую моду 30-40-х. Бренд не прекращал работать даже во время войны, а после её окончания именно Роберт Риччи стал одним из самых активных организаторов модных показов в Европе, которые должны были постепенно вернуть интерес европейских женщин к красивой одежде.
За пять лет работы семейное дело приобрело огромный успех. Поначалу на мадам Риччи работало 40 портных, а к 1940-х накануне войны в Доме Моды работали около 500 портних.
Продажи одежды шли грандиозными темпами, а сам Дом моды Nina Ricci занимал 11 этажей в 3-х зданиях, включая отдел аксессуаров и изделий из кожи.
Платья от Нины Риччи непременно были элегантны и женственны. Они обладали определённой утончённостью и романтичностью. Первоначально Дом моды Нина Риччи занимался исключительно свадебными платьями, и до сих пор свадебные платья от Нины Риччи известны на весь мир.
Нина Риччи придерживалась сдержанного классического стиля. Она сочетала аккуратную красоту и элегантность с практичностью и простотой. Не любила вычурных экспериментов и стремилась найти новые формы для выражения уже известного – мягкой элегантной женственности, может быть, чуть приправленной мечтательностью.
Её основные клиенты – средняя и крупная буржуазия, однако она никогда не ставила во главу угла роскошь. Напротив – сдержанность, умение подать дорогое и красивое платье просто и без позерства.
Классические женские силуэты и всегда безупречный крой – отличительная черта одежды от Нины Риччи. Огромное внимание она уделяла фактуре, выбору материала – бархат, шёлк, кружева, органза – в ход всегда шли лучшие ткани. Интересно, что в отличие от большинства дизайнеров Риччи не рисовала эскизов, но подкалывала ткань прямо на модели или манекене.
Секрет заключался в крое. Прибавим совершенство исполнения и умеренные цены (втрое ниже, чем у «Ланвена» или «Пуаро») — и станет ясно, почему Нина Риччи вскоре одевает пол-Парижа. Ее коммерческое чутье выведет семейную компанию в первые ряды французских производителей одежды.
Нина Риччи сделала ставку на вечную классику – женственность, изящество, простоту. В этом смысле она была верной ученицей Шанель. Со временем менялись представления о том, как могут выражаться эти константы в конкретных моделях одежды, но общие представления остаются неизменными. Именно поэтому, стиль от Нины Риччи не только стал одним из определяющих для 30-х и 40-х, но и получил развитие в будущем.
В 1945 году дизайнеры начали активно экспериментировать, пытаясь возродить довоенное увлечение высокой модой, и одновременно изыскать средства на восстановление отрасли после Второй мировой войны. Именно тогда у Роберта Риччи родилась гениальная идея, которая пришлась по вкусу Люсьену Лелонгу, председателю Палаты мод: он организовал в Лувре показ, в котором участвовали более 150 манекенщиц из 40 парижских ателье, включая дома мод Balenciaga и Madame Gres, одетых в лучшие модели от французских Кутюрье. После невероятного успеха в Париже эта коллекция была представлена в городах Европы и США.
В 1946 году марка запускает первый аромат «Соеur Joie». Флакон был создан другом Роберта Марком Лаликом. Успех первых духов привел к тому, что через два года в 1948 году появился один из самых популярных ароматов Nina Ricci — «L’Air du Temps» — популярность которого вышла за границы Франции и по сегодняшний день бьет все рекорды продаж.
В 50-х Нина Риччи постепенно отходит от дел, но по-прежнему осуществляла общее руководство процессом создания одежды. В 1954 году ведущим дизайнером модного дома был назначен бельгийский дизайнер Жюль Франсуа Крае. Однако лидером компании оставался Робер Риччи, и к концу 50-х бренд Nina Ricci вышел уже на международный рынок и дошёл даже до Японии.
В 1963 году дизайнером стал Жерар Пипар. С ним компания продолжала расти и покорять мир. В 1970 году, когда Мария (Нина) Риччи умерла, её сын продолжил дело, до самого конца жизни создавая невероятные ароматы.
После смерти Роберта Риччи (1988 год) руководство компанией взял на себя Жиль Фуш – зять Нины. В 1998 году бренд Nina Ricci был продан испанской корпорации Puig Fashion Group.
В январе 1999-го года новым креативным директором моды и рекламы бренда назначается Натали Жерве, которая до этого работала в Модном доме «Gucci» и сотрудничала с «Valentino». Через 2 года она уходит и на место Натали пришёл Массимо Гиссен, который также проработал в Доме всего 2 года.
В 2003 году на должность арт-директора компании был назначен дизайнер из Швеции Ларс Нильсон, который до этого сотрудничал с Модными домами «Christian Dior», «Christian Lacroix», а также «Bill Blass». Приход шведа был очень прибыльным для бренда. Вскоре число продаж резко возросло вдвое. Впервые брэнд представил миру наряды в стиле «smart-casual».
Покинул швед Модный дом Nina Ricci в 2006-м году, перейдя в «Gianfranco Ferre». Новым креативным директором бренда стал дизайнер из Бельгии Оливье Тейскенс.
Именно в годы сотрудничества с Оливье Тейсненсом брэнд завоевал огромную популярность среди знаменитостей. Коллекции Оливье бросались в глаза удивительной асимметрией, которую дизайнер так активно использовал. Дизайнер также придерживался экстравагантных силуэтов, давая предпочтение серо-голубым оттенкам.
Самой известной работой Оливье для французского Модного дома стали туфли без пятки на платформе высотой 25 сантиметров. Хоть знаменитости и стали выбирать наряды французского бренда, однако общее число продаж продукции в годы работы Тейскенса снизились.
В 2009 году контракт с Оливье истёк и не был продлён. На его место пришёл Питер Коппинг, который до этого работал вместе с Марком Джейкобсом в Модном доме «Louis Vuitton». История бренда Nina Ricci вышла на новый виток.
В 2013-м году Модный дом решил заняться производством постельного белья и аксессуаров для ванной. Новая линия стала выпускаться под названием «Nina Ricci Maison» по лицензии «Vanderschooten».
В 2014 году очередная смена креативного директора. Питера сменил молодой дизайнер Гийом Анри (Guillaume Henry). Гийом проработал в Nina Ricci 3 года. В августе 2018 его сменил голландский дизайнерский дуэт Рашми Боттер и Лизи Херренберг.
Коллаборации…
У Nina Ricci коллаборации в основном касаются только парфюмерии. Итак, первая — самая интересная и необычная.
Nina Ricci x Ladurée
Февраль 2018, зима заканчивается и приходит время для весеннего волшебства. Самое удачное время для того, чтобы создать ограниченный выпуск аромата и миндальное печенье, которые прекрасно дополняют друг друга.
Мастер-парфюмер Оливье Кресп (Olivier Cresp) и новый шеф-кондитер Ladurée, Винсент Лемэнс (Vincent Lemains), взяли на себя сложную задачу — создать аромат макаруна или парфюмированный макарун.
В результате появилась свежая, фруктовая, цветочная туалетная вода La Tentation de Nina в фирменной яблочной бутылке, но на этот раз «Нина» поддалась искушению, укусив яблоко, которое показывает намек на золото.
Макарун получился розового цвета, сверху украшен золотом и наполнен малиновым джемом с ароматом лимона и розы. А для завершения коллекции была выпущена и ароматическая свеча.
The Man Repeller, 2014
Про коллаборацию Nina Ricci и The Man Repeller + Net-a-Porter особо писать нечего. У бренда была модель сумки Marché. Дизайнеры из Nina Ricci предложили придать классической сумке новый окрас. Предложение было принято и вот результат:
Сумка продавалась с 21 мая 2014 только онлайн на платформе Net-a-Porter.
Maison Lemarié x Nina Ricci, 2017
В знаменитой мастерской Maison Lemarié в сотрудничестве с Nina Ricci приложили руку к оформлению флакона для новых духов — L’Air du Temps L’Aurore.
Немного про Maison Lemarié
С перьями лучше всех работает ателье Lemarie, расцвет которого пришелся на 50-е годы прошлого века. Именно благодаря усилиям его мастеров на работах Balenciaga, Nina Ricci и Christian Dior того времени появлялись изысканные перья страусов, павлинов и лебедей. Габриэль Шанель открыла для Lemarie новую нишу. Однажды она сделала в ателье заказ на изготовление из ткани искусственных камелий — символа Chanel. Теперь мастерицы Lemarie бархат, органзу и шелк с легкостью превращают в сложнейшие орхидеи и георгины.
За 50 лет было открыто свыше 40 фирменных магазинов Nina Ricci в 130 странах мира. Дом RICCI стал воплощением парижского блеска в форме его наибольшей женственности. Дом Nina Ricci продолжает радовать своими коллекциями, но к сожалению та мода, которую создавала сама Мария (Нина) Риччи осталась в том времени.