Nina Ricci

Мария-Аделаида Нейи – таково настоящее имя знаменитой Нины Риччи, родилась в 1883 году в Турине в семье сапожника. Семья часто переезжала – Флоренция, Монте-Карло, Париж – отец стремился в места, где его обувь пользовалась бы спросом среди богатых. Однако добиться успеха в обувном деле не успел. Он умер, когда Марии было всего 12, оставив жену и детей почти без средств. Мама не могла в одиночку обеспечивать семью, поэтому Марии пришлось устроиться в галантерейный магазин. В то же время она начала учиться шить.

Когда Марии исполнилось 18, за её плечами уже был заметный трудовой путь. Из девочки на посылках она стала сначала младшей, а затем и старшей модисткой, и начала создавать собственные модели одежды. А в 21 год стала художественным директором ателье, под началом которой трудилось несколько портних. Со временем о талантливом начинающем дизайнере узнали популярные модные дома Парижа, которые время от времени стали заказывать у неё одежду.

В 1904 году Мария вышла замуж за Луиджи Риччи — садовника и продавца цветов. Брак продлился всего несколько лет, но у неё родился сын – Роберт, без которого она впоследствии вряд ли пустилась бы в такую авантюру как собственный Дом моды.

Именно благодаря этому браку и родилось имя Нина Риччи. Нина — так называли Марию дома. А фамилия досталась от мужа. 

Дом моды Raffin

В 1908 Мария теперь уже Риччи пришла работать в Дом моды Raffin.

«Я работала как проклятая. День и ночь.

Вспоминает Мария об этом времени.

И её труды не были напрасны. Она довольно быстро стала одним из ведущих дизайнеров модного дома и получила широкую известность среди модниц Парижа. К началу 20-х Мария Риччи вошла в правление компании и стала совладелицей бренда.

В Доме Raffin Мария проработала 20 лет, но Дом закрылся, не пережив Великую депрессию. К тому времени Марии Риччи было уже 50 и, сколотив себе приличное состояние, она собиралась отойти от дел. Но нет… Сын был против, и  всячески уговаривал её запустить свой бренд. В 1932 году на доме 20 по бульвару Капуцинов в Париже появилась вывеска Nina Ricci.

Первый офис Nina Ricci в Париже. 1940 год.

Мария вернулась к любимому делу – придумыванию и созданию одежды, а Роберт взял на себя управление компанией. Дом Риччи стал одним из первых модных домов, заявивших о себе после Великой депрессии.

Robert Ricci in front of Nina Riccis shop
Роберт Риччи перед тем самым магазином Nina Ricci в Париже.

Во многом Нина Риччи определила европейскую моду 30-40-х. Бренд не прекращал работать даже во время войны, а после её окончания именно Роберт Риччи стал одним из самых активных организаторов модных показов в Европе, которые должны были постепенно вернуть интерес европейских женщин к красивой одежде.

За пять лет работы семейное дело приобрело огромный успех. Поначалу на мадам Риччи работало 40 портных, а к 1940-х накануне войны в Доме Моды работали около 500 портних.

Продажи одежды шли грандиозными темпами, а сам Дом моды Nina Ricci занимал 11 этажей в 3-х зданиях, включая отдел аксессуаров и изделий из кожи.

Платья от Нины Риччи непременно были элегантны и женственны. Они обладали определённой утончённостью и романтичностью. Первоначально Дом моды Нина Риччи занимался исключительно свадебными платьями, и до сих пор свадебные платья от Нины Риччи известны на весь мир.

Нина Риччи придерживалась сдержанного классического стиля. Она сочетала аккуратную красоту и элегантность с практичностью и простотой. Не любила вычурных экспериментов и стремилась найти новые формы для выражения уже известного – мягкой элегантной женственности, может быть, чуть приправленной мечтательностью.

Её основные клиенты – средняя и крупная буржуазия, однако она никогда не ставила во главу угла роскошь. Напротив – сдержанность, умение подать дорогое и красивое платье просто и без позерства.

Классические женские силуэты и всегда безупречный крой – отличительная черта одежды от Нины Риччи. Огромное внимание она уделяла фактуре, выбору материала – бархат, шёлк, кружева, органза – в ход всегда шли лучшие ткани. Интересно, что в отличие от большинства дизайнеров Риччи не рисовала эскизов, но подкалывала ткань прямо на модели или манекене.

Секрет заключался в крое. Прибавим совершенство исполнения и умеренные цены (втрое ниже, чем у «Ланвена» или «Пуаро») — и станет ясно, почему Нина Риччи вскоре одевает пол-Парижа. Ее коммерческое чутье выведет семейную компанию в первые ряды французских производителей одежды.

Нина Риччи сделала ставку на вечную классику – женственность, изящество, простоту. В этом смысле она была верной ученицей Шанель. Со временем менялись представления о том, как могут выражаться эти константы в конкретных моделях одежды, но общие представления остаются неизменными. Именно поэтому, стиль от Нины Риччи не только стал одним из определяющих для 30-х и 40-х, но и получил развитие в будущем.

В 1945 году дизайнеры начали активно экспериментировать, пытаясь возродить довоенное увлечение высокой модой, и одновременно изыскать средства на восстановление отрасли после Второй мировой войны. Именно тогда у Роберта Риччи родилась гениальная идея, которая пришлась по вкусу Люсьену Лелонгу, председателю Палаты мод: он организовал в Лувре показ, в котором участвовали более 150 манекенщиц из 40 парижских ателье, включая дома мод Balenciaga и Madame Gres, одетых в лучшие модели от французских Кутюрье. После невероятного успеха в Париже эта коллекция была представлена в городах Европы и США.

В 1946 году марка запускает первый аромат «Соеur Joie». Флакон был создан другом Роберта Марком Лаликом. Успех первых духов привел к тому, что через два года в 1948 году появился один из самых популярных ароматов Nina Ricci — «L’Air du Temps» — популярность которого вышла за границы Франции и по сегодняшний день бьет все рекорды продаж.

В 50-х Нина Риччи постепенно отходит от дел, но по-прежнему осуществляла общее руководство процессом создания одежды. В 1954 году ведущим дизайнером модного дома был назначен бельгийский дизайнер Жюль Франсуа Крае. Однако лидером компании оставался Робер Риччи, и к концу 50-х бренд Nina Ricci вышел уже на международный рынок и дошёл даже до Японии.

В 1963 году дизайнером стал Жерар Пипар. С ним компания продолжала расти и покорять мир. В 1970 году, когда Мария (Нина) Риччи умерла, её сын продолжил дело, до самого конца жизни создавая невероятные ароматы.

Показ Nina Ricci / 1975

После смерти Роберта Риччи (1988 год) руководство компанией взял на себя Жиль Фуш – зять Нины. В 1998 году бренд Nina Ricci был продан испанской корпорации Puig Fashion Group.

В январе 1999-го года новым креативным директором моды и рекламы бренда назначается Натали Жерве, которая до этого работала в Модном доме «Gucci» и сотрудничала с «Valentino». Через 2 года она уходит и на место Натали пришёл Массимо Гиссен, который также проработал в Доме всего 2 года.

В 2003 году на должность арт-директора компании был назначен дизайнер из Швеции Ларс Нильсон, который до этого сотрудничал с Модными домами «Christian Dior», «Christian Lacroix», а также «Bill Blass». Приход шведа был очень прибыльным для бренда. Вскоре число продаж резко возросло вдвое. Впервые брэнд представил миру наряды в стиле «smart-casual».

Покинул швед Модный дом Nina Ricci в 2006-м году, перейдя в «Gianfranco Ferre». Новым креативным директором бренда стал дизайнер из Бельгии Оливье Тейскенс.

Оливье Тейскенс

Именно в годы сотрудничества с Оливье Тейсненсом брэнд завоевал огромную популярность среди знаменитостей. Коллекции Оливье бросались в глаза удивительной асимметрией, которую дизайнер так активно использовал. Дизайнер также придерживался экстравагантных силуэтов, давая предпочтение серо-голубым оттенкам.

Самой известной работой Оливье для французского Модного дома стали туфли без пятки на платформе высотой 25 сантиметров. Хоть знаменитости и стали выбирать наряды французского бренда, однако общее число продаж продукции в годы работы Тейскенса снизились.

Питер Коппинг

В 2009 году контракт с Оливье истёк и не был продлён. На его место пришёл Питер Коппинг, который до этого работал вместе с Марком Джейкобсом в Модном доме «Louis Vuitton». История бренда Nina Ricci вышла на новый виток.

В 2013-м году Модный дом решил заняться производством постельного белья и аксессуаров для ванной. Новая линия стала выпускаться под названием «Nina Ricci Maison» по лицензии «Vanderschooten».

В 2014 году очередная смена креативного директора. Питера сменил молодой дизайнер Гийом Анри (Guillaume Henry). Гийом проработал в Nina Ricci 3 года. В августе 2018 его сменил голландский дизайнерский дуэт Рашми Боттер и Лизи Херренберг.

Коллаборации…

У Nina Ricci коллаборации в основном касаются только парфюмерии. Итак, первая — самая интересная и необычная.

Nina Ricci x Ladurée

Февраль 2018, зима заканчивается и приходит время для весеннего волшебства. Самое удачное время для того, чтобы создать ограниченный выпуск аромата и миндальное печенье, которые прекрасно дополняют друг друга.

Мастер-парфюмер Оливье Кресп (Olivier Cresp) и новый шеф-кондитер Ladurée, Винсент Лемэнс (Vincent Lemains), взяли на себя сложную задачу — создать аромат макаруна или парфюмированный макарун.

В результате появилась свежая, фруктовая, цветочная туалетная вода La Tentation de Nina в фирменной яблочной бутылке, но на этот раз «Нина» поддалась искушению, укусив яблоко, которое показывает намек на золото.

Макарун получился розового цвета, сверху украшен золотом и наполнен малиновым джемом с ароматом лимона и розы. А для завершения коллекции была выпущена и ароматическая свеча.

The Man Repeller, 2014

Про коллаборацию Nina Ricci и The Man Repeller + Net-a-Porter особо писать нечего. У бренда была модель сумки Marché. Дизайнеры из Nina Ricci предложили придать классической сумке новый окрас. Предложение было принято и вот результат:

Сумка продавалась с 21 мая 2014 только онлайн на платформе Net-a-Porter. 

Maison Lemarié x Nina Ricci, 2017

В знаменитой мастерской Maison Lemarié в сотрудничестве с Nina Ricci приложили руку к оформлению флакона для новых духов — L’Air du Temps L’Aurore. 

Немного про Maison Lemarié
С перьями лучше всех работает ателье Lemarie, расцвет которого пришелся на 50-е годы прошлого века. Именно благодаря усилиям его мастеров на работах Balenciaga, Nina Ricci и Christian Dior того времени появлялись изысканные перья страусов, павлинов и лебедей. Габриэль Шанель открыла для Lemarie новую нишу. Однажды она сделала в ателье заказ на изготовление из ткани искусственных камелий — символа Chanel. Теперь мастерицы Lemarie бархат, органзу и шелк с легкостью превращают в сложнейшие орхидеи и георгины.

За 50 лет было открыто свыше 40 фирменных магазинов Nina Ricci в 130 странах мира. Дом RICCI стал воплощением парижского блеска в форме его наибольшей женственности. Дом Nina Ricci продолжает радовать своими коллекциями, но к сожалению та мода, которую создавала сама Мария (Нина) Риччи осталась в том времени.