27 июня 2015 года в Зале Совета состоялось представление нового совместного проекта Государственного Эрмитажа и компании Montblanc по реставрации напольных часов с органами. На протяжении многих лет Дом Montblanc принимает участие в различных культурных инициативах по всему миру, выступая покровителем искусств и активно воплощая в жизнь проекты, призванные сохранять и развивать культурное наследие.
Начало сотрудничества Дома Montblanc и государственного Эрмитажа было положено в 2013 году подписанием Протокола о намерениях «Об условиях подготовки и реализации программы сотрудничества по сохранению культурного наследия и развитию Государственного Эрмитажа на 2013 – 2015 годы». Первым проектом, реализованным в рамках данного соглашения, стала реставрация «Чесменской Чернильницы». Уже через год после старта проекта «Чесменская Чернильница» в обновленном отреставрированном виде вернулась в постоянную экспозицию Эрмитажа.
В 2014 году сотрудничество продолжилось – и в честь 250-летия Эрмитажа Дом Montblanc преподнес в дар музею необычный подарок – ярко-красный концертный рояль, созданный в мастерской Генри Стейнвея.
В 2015 году новым совестным проектом в рамках сотрудничества Montblanc и всемирно известного музея, станет реставрация одного из экспонатов Эрмитажа – часов с двумя органами из экспозиции дворца А.Д. Меншикова. Уже около 20 лет Montblanc активно развивает свое часовое направление, используя более чем вековой опыт мануфактуры Minerva в Виллере. Именно поэтому компания решила оказать поддержку Эрмитажу в проекте по реставрации старинных часов. В ходе реставрации планируется провести большое количество работ по восстановлению часов, включая восстановление изношенных, поврежденных и утраченных деталей, шлифовку цапф, установку бушонов, компьютерную расшифровку мелодии на музыкальном барабане и многие другие работы. Проект реставрации часов планируется завершить в 2016 году.
[toggles class=»yourcustomclass»]
[toggle title=»Нажмите, чтобы прочитать историю часов с органами» class=»collapse»]
В экспозиции отдела «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа находятся напольные часы с английским механизмом 80-ых годов XVIII в. и органами.
Экспонат, внешне напоминающий кабинет, представляет собой оригинальный ансамбль, состоящий из напольных часов в футляре из красного дерева с декором латунными накладками, в котором располагаются два органа. В верхней части находятся часы и механический орган (автомат), в нижней части находится орган позитив.
Действующим в настоящее время является только орган-позитив, на валике механического органа частично утрачены штырьки, воспроизводящие мелодию.
Часы с органами выполнены в Лондоне часовым мастером Уильямом Уинроу (William Winrove) и неизвестным органным мастером. Имя часового мастера и город изготовления указаны на циферблате часов. Кроме того, на нем имеется изображение солнца и вечный календарь. Механизм отсчитывает часы, минуты и секунды. Со временем был утрачен большой вращающийся шар над циферблатом, представлявший суточные фазы луны. По углам циферблат снабжен четырьмя малыми циферблатами, которые управляют механическим органом.
Механические органы — музыкальные автоматы могли самостоятельно исполнять небольшие произведения без участия органиста. Они являлись важной частью для музыкальной культуры XVIII столетия, предоставляя большие инструментальные возможности по сравнению с одним инструментом. Использование механического органа заменяло звучание нескольких инструментов. Соединенный с часами он назывался «Flӧten-Uhr» — часы с флейтами. На часах-органе, в числе других пьес, исполнялись сочинения Моцарта и Генделя; всего их было четырнадцать. Время звучания каждой пьесы составляло около 40 секунд.
Часы с органами были установлены в 1987 г. в Большом зале дворца Меншикова, где в Петровское время часто устраивались праздники и звучала музыка в честь побед русского оружия и годовщин славных викторий. Появившиеся на Руси еще в XVI в. «часы с музыкой» или «арганы сундушные» пользовались популярностью среди знати. Были они и в доме светлейшего князя. Сохранились сведения, что Меншиков привез в 1708 г. из Дерпта в свой дом два органа, а всего их имелось у него не менее девяти и они имели нарядную отделку черепахой и золочеными и серебряными пластинами.
История появления часов с органами в Санкт-Петербург начинается в 1745 г., когда английский мастер Уильям Уинроу привез созданный им оригинальный инструмент в Северную столицу. Четырехрегистровый орган-позитив автор называл «большой органной машиной». Верхний автоматический орган исполнял четырнадцать пьес, автором тринадцати из них был Гендель. Мастер У. Уинроу полагал, что ему удалось построить совершенный музыкальный автомат, с которым музыкант был не в силах соперничать. В Летнем саду он устраивал представления, на которых поочередно звучала музыка, исполняемая музыкантом и механической машиной. Впечатление от соревнования человека и машины усиливало внезапное появление куклы, до определенного момента скрытой позади инструмента. Одетая в черный камзол и белый парик кукла имела определенное сходство с Генделем, как будто он сам выступал в роли судьи. Кукла отбивала такт правой рукой, в которой держала свиток нот. Возможно, в этот момент звучало совместное исполнение мелодии Генделя, записанной на валике автомата и музыкантом, играющим на позитиве.
С 1746 г. органы Уинроу находились в Летнем дворце Елизаветы Петровны, куда поступили по ее распоряжению.
В 1791 г. по распоряжению светлейшего князя Г.А.Потемкина часы-орган были приобретены для Императорского двора мастером И. Габраном. Занимаясь настройкой инструмента, мастер несколько его модернизировал, удалив короткую октаву в басу.
Зазвучал инструмент на грандиозном празднике, который состоялся в Таврическом дворце 28 апреля 1791 г. в честь взятия Измаила и присоединения Крыма. Воспоминания о празднике сохранилось в свидетельствах современников. Так, Г.Р. Державин отмечает инструмент «с двумя раззолоченными органами». Другой неизвестный автор подробно описывает зал, где происходило торжество и упоминает часы с органами, звучащие дважды. Сначала играл механический орган, игравший «музыку славнейших сочинителей», которые «быв неприметны, в каждом входящем возбуждали приятные ощущения» и второй раз, когда Екатерина II покидала праздник, звучала вокальная и инструментальная музыка.
Император Павел I отдает дворец в ведение Конногвардейского полка, который превращает его в казармы. Часы-орган оказываются в Мальтийской капелле, построенной архитектором Д.Кваренги рядом с Воронцовским дворцом.
Вторая реставрация была проведена около 1877 г., в ходе которой был переделан или заменен валик, на котором были зафиксированы мелодии.
В 1909 г. для Мальтийской капеллы был приобретен новый орган, в связи с чем часы-орган были выставлены на продажу и приобретены для Эрмитажа за 1000 рублей как «Часы Таврические с фисгармонией». Долгое время они находились на площадке второго этажа Театральной лестницы. После реставрации, проведенной в 1985-87 г. Ю.Н. Семеновым и В.А. Градовым в мастерских Государственного Эрмитажа, были отреставрированы корпусы обоих инструментов, восстановлена «короткая октава» и вновь зазвучал «большой орган».
Воссоздание механического органа, без которого невозможно в полной мере оценить историческую роль уникального ансамбля, позволило бы приблизить инструмент к его первоначальному облику. Звучание обоих органов инструмента на музыкальных вечерах, проходящих во «Дворце Меншикова» Государственного Эрмитажа способно существенно расширить представление о музыкальной культуре прошлых веков.
[/toggle]
[/toggles]